17 ноября 2020 года состоялась видеовстреча между Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт‑Петербурга и Департаментом культуры мэрии Милана в рамках обмена опытом по теме развития уличного искусства.
В ходе видеовстречи заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре – главный художник Санкт‑Петербурга Алексей Моор и руководитель отдела искусства в общественных местах Департамента культуры мэрии Милана Марина Пульезе рассказали о реализуемой властями городов политике в отношении уличного искусства, презентовали последние наработки и обсудили планы по реализации проектов в данной области.
В целом в ходе встречи стороны пришли к выводу, что как Санкт‑Петербург, так и Милан придерживаются консервативного подхода в вопросе регулирования уличного искусства, отдавая предпочтение сохранению исторического облика зданий, особенно в центральных районах городов.
Вместе с тем, как отметил А.Моор, в Санкт‑Петербурге прорабатывается вопрос создания за пределами исторического центра мест, где граффитисты смогут легально рисовать. Для этого предварительно отобраны 34 стены в разных районах города. Кроме постоянных конструкций для стрит-арта также будут созданы временные, которые можно будет переносить из одного района в другой. М.Пульезе, со своей стороны, сообщила, что в Милане на сегодняшний день существует список городских объектов, на которых размещение граффити возможно на легальной основе без согласования со стороны властей.
Участие во встрече также принимала директор ЧУК «Музей стрит-арта» Татьяна Пинчук, которая рассказала о музее, модели его работы, основных реализованных и запланированных проектах.
По ее словам, «Музей стрит арта» - это частный музей, расположенный в отдаленной от центра части города, на действующем производстве по адресу Шоссе Революции, д.84. Главная идея проекта и его миссия заключается в том, чтобы «популяризировать и исследовать уличное искусство, поддерживать современных уличных художников путем создания возможности для легальной реализации их проектов совместно с кураторами и профессионалами в области искусства». Территория музея делится на две зоны — постоянную экспозицию на действующем производстве Завода слоистых пластиков и публичную площадку, где проходят временные выставки и массовые мероприятия. На закрытой территории завода находится постоянная коллекция монументальных росписей современных уличных художников.
Т.Пинчук в ходе беседы также сообщила, что музей активно развивает международные контакты, в том числе с партнерами в Италии, и имеет положительный опыт реализации совместных проектов.
Так, музей был куратором ежегодного фестиваля уличного искусства «Outdoor Festival» в Риме в 2016 году, а также по запросу властей итальянской Биеллы (провинция Пьемонт) разрабатывал концепцию аудиовизуального городского фестиваля. Кроме того, в планах музея на 2021 год – совместный проект с компанией «Trussardi», в рамках которого планируется передать в дар Милану фреску для ее дальнейшего размещения в одном из публичных пространств города (на сегодняшний день проект находится в стадии проработки и будет реализован в случае улучшения эпидемической обстановки).
По итогу встречи стороны обменялись контактами с целью дальнейшего взаимодействия.
Справочно:
Дружественные связи между Ленинградом и Миланом были установлены в 1961 г. Решение об официальном установлении связей было принято в 1967 г. В 2008 году было подписано обновленное Соглашение о сотрудничестве между Правительством Санкт‑Петербурга и мэрией Милана.
Профильная видеовстреча была организована Комитетом по внешним связям Санкт‑Петербурга в продолжение состоявшейся 7 октября 2020 года онлайн-конференции между представителями Комитета по внешним связям Санкт‑Петербурга и Департамента международных связей мэрии Милана, в ходе которой была достигнута договоренность о развитии диалога, в том числе, в области уличного искусства.