9 декабря заместитель председателя Комитета по внешним связям Санкт‑Петербурга Вячеслав Калганов принял участие в совместном заседании Санкт‑Петербургского регионального отделения Изборского клуба и Экспертного Совета Санкт‑Петербургского регионального отделения Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС). Мероприятие, которое прошло в смешанном формате на базе Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), собрало представителей духовенства, музейного сообщества, национально-культурных автономий, учёных, общественных деятелей, предпринимателей, спортсменов, а также студентов.
Модераторами встречи выступили руководитель секретариата Санкт‑Петербургского регионального отделения ВРНС, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт‑Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин и советник директора Северо-Западного института управления РАНХиГС Вячеслав Случевский.
Заседание открылось докладом главного редактора информационно-аналитического портала «Русская народная линия», председателя «Русского Собрания» Анатолия Степанова, посвященного рассмотрению итогов дискуссии «Переломное время: Идеология, которая объединит нацию», прошедшей в Москве 24 ноября с.г. при участии представителей Изборского, Сретенского и Зиновьевского клубов, представителей ВРНС, «Русского Собрания» и других организаций.
Докладчик, в частности, отметил, что цель интегрального доклада, представленного Изборским клубом – ознакомление интеллектуальной общественности образом будущей России. Базовой идеологемой интегрального доклада, способной сплоить Русский мир предложена идеологема Победы. Авторы доклада не без оснований попытались в концепции Победы собрать все те собирающие смыслы и исторические аналогии, которые утверждают русский народ народом – победителем и созидателем. В докладе российская цивилизация рассматривается как Цивилизации Ковчега, где разные этносы и культуры самосохраняются и совершенствуются. Данной цивилизации противостоит западная модель цивилизации Потопа, разрушающего не только народы и культуры, но и самую сущность человеческого бытия, посягающего на самого человека, и способ человеческого бытия. В докладе предлагается опираться на русские коды: код труда священного, код воскрешения, код русского чуда и т.д.
Анатолий Степанов предложил очистить от поверхностного и политизированного понимания концепцию идеологии и познакомил участников дискуссии с бытованием понятия «идеология» в дискурсе христианского мира. Он отметил, что вброшенная западными мыслителями концепция «деидеологизации» должна быть окончательно забыта, поскольку она разоружает общество, делает нас слабыми в современном противостоянии цивилизаций. Поэтому вслед за составителями доклада следует согласиться подойти к вопросу возможного обсуждения возвращения к единой государственной идеологии в России, которая могла бы сцементировать нацию.
Эксперты пришли к соглашению, что интеллектуальные силы Санкт‑Петербурга хотят слышать и слушать друг друга.
Эксперты согласились с мнением, что важно искать объединяющие и консолидирующие смыслы и применять их для выработки форм и содержания новой национальной идеологии. Так как цивилизационной миссией России в её нынешнем состоянии является удержание мира от глобальной катастрофы, обуздание претендентов на монополию могущества и мировое господство. Это означает конфликт с претендентами на такое господство, и если борьба военными и финансовыми средствами невозможна, то идеалы, ценности и смыслы становятся нашим главным оружием.
Подводя итоги дискуссии, протоиерей Александр Пелин, в частности, сказал: «Доклад в целом весьма цельный и интересный. Есть, однако, несколько соображений по его практическому применению. Нужно точно понимать для кого, для какой целевой группы он написан? Он весьма труден для восприятия и изобилует мало проясненными терминами и вновь вводимыми идиомами. Будет ли он понятен широкой российской общественности? Второй вопрос, сам термин «идеологема Победы» является, возможно, частью некой вновь создаваемой гражданской религии России или это не так? В докладе как-то стыдливо избегается христианская терминология и, ходя слова из христианского лексикона встречаются, но они употребляются весьма вольно и в странном контекте, например, «Литургия Победы» и т.д. Также весьма спорным выглядит ратование за единую идеологию в российском обществе, ведь сам этот термин «идеология» также был нам привнесен в общественный дискурс французскими просветителями во времена французской буржуазной революции и российским православным консервативным обществом не был принят. Все это позволят говорить о докладе, как о прекрасно написанной мечте, мало имеющей общего с реальной действительностью».
В ходе заседания собравшимся был представлен кинопроект кинорежиссера, сценариста и общественного деятеля Сергея Дебижева «Крым небесный», произведенный компанией «Два капитана» при поддержке Министерства культуры России. Премьера состоялась 6 января 2020 года. «Крым небесный» - это масштабное повествование об истории, культуре, природе и людях Республики Крым и города Севастополя. Как заявляют создатели, на глобальном уровне смысл данного проекта – показать всю мощь, красоту и потенциал Республики Крым, природную и человеческую энергию, из которой собственно и рождается «гений места». Вячеслав Калганов предложил проработать вопрос распространения фильмов студии «Два капитана» в Республике Крым, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях России за рубежом, а также в представительствах зарубежных государств, расположенных на территории Российской Федерации.
В дискуссии также приняли участие сопредседатель Санкт‑Петербургского регионального отделения ВРНС, генеральный директор и учредитель ООО «Келеанз медикал» Елена Кириленко, член правления Санкт‑Петербургского регионального отделения ВРНС, руководитель фонда поддержки и развития мордовской культуры в Санкт‑Петербурге и Ленинградской области «Шумбрат» Сергей Артемов, автор фильма «Крым небесный» Сергей Дебижев, генеральный директор музейно-выставочного центра «Россия – моя история» Олег Черняга и другие.