27 декабря 2024 г. в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка «О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие Белгородской земли». Экспозиция представляет 116 избранных произведений живописи и скульптуры конца 1940-х гг. – начала 1990-х гг. из коллекции Белгородского государственного художественного музея. Среди них работы Сергея Герасимова, Юрия Пименова, Александра Лактионова, Георгия Ряжского, Петра Оссовского и других классиков советского искусства.
Организация этой выставки является актом солидарности с белгородскими коллегами и жителями Белгородской земли, которые проявляют в сложнейших условиях мужество и стойкость.
Русский музей в рамках деятельности Ассоциации художественных музеев России стремится знакомить петербуржцев и гостей Северной столицы с региональными музейными собраниями, в которых хранятся многие произведения высочайшего художественного уровня, раскрывающие многогранность творчества отечественных мастеров искусства.
Белгородский государственный художественный музей был образован в 1983 г., что и определило состав собрания, включающего выдающиеся отечественные произведения ХХ – ХХI веков, при этом наиболее полно представлена вторая половина ХХ века. Выставка в Мраморном дворце позволит познакомиться с ярчайшими произведениями советского изобразительного искусства из коллекции Белгородского художественного музея – от 1940-х гг. до 1990-х гг.
На выставке представлен ряд работ художников республик СССР. Экспонируются произведения представителей нескольких национальных художественных школ, сформировавшихся на основе русской живописной реалистической традиции в 1960-1980-е гг. (Татьяна Яблонская «В апреле», 1986 г.; Оганес Зардарян «Дыхание весны», 1961 г.; Ян Осис «На берегу Балтийского моря», 1984 г.).
Выставка представляет и впечатления художников, полученные во время творческих поездок. Они фиксировали старинную архитектуру, запечатлевали людей современных, но сохраняющих в одежде и пластике движений древние традиции своих народов (Петр Жигимонт «Этюд с башней», 1970-е гг.; Игорь Солдатенков «Узень», 1968 г.; Кира Суворова «Сборщица хлопка», 1964 г.).
На выставке экспонируются отличающиеся разнообразием тем картины Виталия Тюленева («Лесная река», 1968 г.; «Предки», 1980 г.), автобиографические гротески Татьяны Назаренко («Сентябрь в Одессе», 1985 г.), гиперреалистические работы Николая Белянова («Портрет Т. Назаренко», 1996 г.), городские пейзажи времен перестройки Тамары Гудзенко («Остановка “Конечная“», 1988 г.).
Для скульптуры 1970–1990-х гг., как и для живописи, характерно обращение к гротеску, иронии (Михаил Дронов «Конькобежец», 1997 г.), экспрессии (Дмитрий Тугаринов «Тройка», 1980-е гг.).
Выставка продлится до 10 марта 2025 г. Приобрести билеты можно на официальном сайте Русского музея: https://rusmuseum.ru/about/tickets/.
Фотоматериалы заимствованы с официального сайта Русского музея.
Справочно: многоаспектное взаимодействие Санкт‑Петербурга и Белгородской области осуществляется в рамках действующего Соглашения между Администрацией Белгородской области и Администрацией Санкт‑Петербурга о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и социальной областях от 13.04.1999.
В марте 2024 года Правительством Санкт‑Петербурга было организовано пребывание в Северной столице более 800 школьников и сопровождающих из Белгородской области в целях организации всесторонней поддержки жителям региона.